Женщины Северного Кавказа: проблемы трансформации гендерного сознания / доклад С. Сиражудиновой на Российская гендерная история с «юга» на «запад»: прошлое определяет настоящее. Материалы Шестой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 3–6 октября 2013 года, Нальчик.

Сиражудинова С.В. Женщины Северного Кавказа: проблемы трансформации гендерного сознания //Российская гендерная история с «юга» на «запад»: прошлое определяет настоящее. Материалы Шестой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 3–6 октября 2013 года, Нальчик. Т. 1.– Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2013. – С. 16-18.

С.В. Сиражудинова

Ростов-на-Дону, Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

 

Женщины Северного Кавказа: проблемы трансформации гендерного сознания

 

В последние годы стало популярно обращение к проблеме гендера, ставшим некой междисциплинарной категорией. Особую роль в гендерных исследованиях занимает обращение к проблеме трансформации гендерного сознания в условиях модернизации общества. Чтобы понять эту трансформацию необходимо обращение к гендерной истории, которая негласно присутствует в любом обществе, даже в самом традиционном и религиозном. Так и на Северном Кавказе заслуги женщин часто стирались с истории. Но прошли годы, и, несмотря на утраченный материал, роль женщин в истории всплывает наружу.

Гендерный вопрос на Северном Кавказе как с точки зрения обращения к гендерной истории, так и как анализ современного положения женщины очень актуален. Данный регион на протяжении веков отличался своей патриархальностью, традиционностью и религиозностью. В течение столетий писатели, путешественники и этнографы обращали внимание на трудности и особенности быта кавказских женщин. Жизнь кавказской женщины никогда не была легкой. С процессом модернизации жизнь женщины в городах облегчается, но жизнь большинства горских женщин с течением веков изменилась незначительно, а местами вообще осталась неизменной. Неоднозначна и оценка положения женщины в обществе. Одни авторы рисуют закрепощенное, тяжелое и бесправное положение женщины в обществе, другие, наоборот, утверждают ее защищенность, особое и привилегированное положение. В реальности оба подхода актуальны, и нельзя исключать ни один. На протяжении веков мы сталкивались как с тяготами положения женщин, так и с уважением к женщине, к ярким примерам доказательства женщиной своего ума, лидерских и волевых качеств. Все зависит от личных качеств женщин, от ее статуса, ситуации, возможности проявить себя и др. Этих женщин часто забывают (мало, кто из дагестанцев знает, что на протяжении нескольких лет во главе республики стояла женщина, и это не единственный пример).

Трансформация гендерного сознания на Северном Кавказе идет в двух направлениях. С одной стороны сюда пусть и постепенно, но внедряется общие мировые тенденции модернизации гендерного сознания (утверждены единые международные нормы, приняты схожие законодательные акты, в конституциях провозглашено равноправие полов и т.д.). С другой стороны, гендерное сознание достаточно больших групп трансформируется, но уже в сторону еще большего акцентирования на разделении полов по гендерному признаку.

К факторам, влияющим на социальное положение женщин на Северном Кавказе, целесообразно отнести сильное влияние ислама. Есть основания утверждать, что в последние годы происходит арабизация кавказских женщин. Если раньше большим воздействием обладал традиционализм, то сейчас с каждым днем возрастает роль религиозного фактора. Приоритет ислама над традиционализмом неодинаков на Северном Кавказе. В Дагестане роль религии усиливается с каждым днем. В традиционной Чечне власть прилагает значительные усилия по исламизации населения. В Ингушетии превалируют традиционализм и местные адаты, но религиозный фактор и здесь также значительно возрос.

Так же и положение женщин в разных республиках Северного Кавказа значительно разнится, в каждой республике существуют свои гендерные проблемы. Существуют общества, в которых пусть и с трудом, но идут процессы трансформации гендерного сознания (к примеру, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и др.). Но есть и общества, сопротивляющиеся вторжению современности в гендерные отношения, в приватную сферу. Наиболее тяжелое положение наблюдается у женщин Ингушетии. Они наиболее бесправны, фактически не имеют права на повторный брак, статус невестки наиболее регламентирован традициями. Это общество меньше всего подвергается современным трансформациям в приватной сфере. Немного запутаннее обстановка в Республике Дагестан. Здесь бок обок идет раскрепощение и осовременивание одной части женщин и усиливающаяся религиозность или традиционность другой части. Более свободными остаются женщины Чечни, наверное, благодаря своему свободному духу, и исторически транслирующемуся уважению к женщине.

В общем, самосознание женщин, проживающих в республиках Северного Кавказа, находится в значительной степени под влиянием гендерных стереотипов о предназначении полов. Традиционное воспитание и мировоззрение многих женщин не дает им возможности даже задуматься о том, чтобы занять какие–либо социальные позиции в обществе. Женщине здесь в первую очередь отводят такую социальную роль как «женщина-мать». Проблемой является и то, что гражданское сознание многих женщин не развито. Проблема гендерного неравенства проявляется со всех возможных сторон. Многие женщины не осознают свои права, не пытаются ими воспользоваться, более того, даже этого не желают. Даже когда женщина осознает себя полноправным членом общества и ориентирована на активную гражданскую деятельность, все ее устремления часто пресекаются, а возможность самовыражения зависит от разрешения и поддержки семьи. Многие мужчины не желают уступать женщине свою доминирующую роль в «престижной, чисто мужской сфере», не считают женщину равным членом общества.

Трансформация гендерного сознания на Северном Кавказе необходима, и она идет, пусть даже медленно, а иногда и в противоположном от современных тенденций направлении. Для этого необходимо обращение к гендерной истории, гендерное просвещение населения, привитие традиционного для кавказцев уважения к женщине.